Дорогие друзья Фонда им. Расула Гамзатова и почитатели его творчества, 2023 год подарил немало талантливых театральных постановок, но все же для меня совершенно отдельной величиной среди них является выдающийся спектакль дагестанского театра кукол «Хочбар».
Когда директор кукольного театра Амина Яхьяевна Яхьяева поделилась со мной идеей постановки спектакля по поэме моего отца «Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о Кази-кумухском хане, о хунзахском нуцале и о его дочери Саадат», эта мысль показалась мне не совсем удачной. Я подумала, что в наше время, когда с экранов телевизоров и телефонов идет большая пропаганда жестокости, демонстрация в спектакле для детей сцены, когда главный герой бросается в огонь с маленькими детьми хана, будет способствовать духу подобной пропаганды. Но я доверилась профессионализму нашего кукольного театра. И должна сказать, что эта постановка превзошла все мои ожидания.
Такого красивого, глубокого, лирического спектакля по произведению моего отца, выполненного на высочайшем художественном уровне, я просто не видела, хотя было очень много и достаточно хороших, и очень хороших постановок. Спектакль рассчитан на детей, но это тот случай, когда его можно смело посоветовать взрослому зрителю, даже если у него нет маленькой сестренки или брата, племянника или племянницы, и пойти ради себя.
В этом спектакле все соединено воедино: изумительные декорации, сценография, сама постановка, великолепная игра актеров, музыка. Прочтение произведения традиционное, в нем нет новшеств. Но именно естественность, искренность, глубина игры актеров затрагивает сердце и душу зрителей. Безусловно, это тот случай, когда каждый актер сыграл свою роль, образно выражаясь, на сто процентов, и нельзя сказать, что хоть что-то было бы не так или можно было бы сделать лучше. Но в силу специфики театральной постановки, естественно, симпатии зрителей и главное впечатление остается от игры главного героя.
Невозможно переоценить великолепное исполнение актером театра Исой Гаджиевым роли Хочбара. Как неоднократно говорили профессиональные актеры, играть положительного героя труднее, в отрицательном больше красок, простора для игры. Еще труднее, на мой взгляд, исполняя роль героя, не переигрывать, наполнить роль живым содержанием. Это просто с блеском удалось сделать Гаджиеву. Мужество героя, его честь в исполнении Исы Гаджиева – его естественные качества, как и задумывалось Расулом Гамзатовым. И когда его герой говорит Саадат, что не может нарушить данное обещание, он показывает не страдающего человека, который связан внешними обстоятельствами, а просто его слово – это он сам, нарушить его можно только разрушив его самого.
Самой игрой, интонацией Гаджиев дает почувствовать то, каким описал Хочбара Расул Гамзатов, даже если бы не произносили гамзатовский текст: «…Можно меня разрезать надвое и на части/ Слова я не нарушу. На этом стоит земля». Не могу не отметить, изумительные хореографические композиции, когда герой танцует. В этих танцах просто удивительно, насколько выразительно Гаджиев показывает красоту и стать героя, при этом в них полностью отсутствует всякое показное начало и излишество. Я думаю, что лучшего исполнителя на роль Хочбара просто трудно было бы найти.
В исполнении роли Саадат в постановке 2025 года произошли изменения. Ее роль играет другая актриса. Не буду сравнивать их игру. Каждая нашла свои краски для исполнения этой роли, и обе актрисы сыграли очень хорошо. Но в новом варианте героиня танцует в сцене с Хочбаром традиционную лезгинку, а в первом эта героиня танцевала аварский танец. Она вырывалась к Хочбару и танцевала рядом с ним, вопреки всем устоям, навлекая гнев отца, мужа, родни, всех, кто собрался. И танцевала с выражением такого счастья и решимости, что за эти 30-40 секунд, пока длился танец, становилось ясным то, каким бы счастливым мог быть их союз. Она словно говорила своим танцем «Буду, буду, буду рядом с ним». На меня именно эта сцена произвела одно из наиболее сильных впечатлений от спектакля.
Надеюсь, что руководство театра вернется к первой версии, так как она была одной из очень больших удач в этом прекрасном спектакле. Хочу добавить, что в спектакле сочетается игра настоящих актеров, актеров в масках и использование кукол. Но это сочетание осуществлено настолько органично, что вы видите только то, что происходит и не замечаете как. Так и должно быть, когда мы видим по-настоящему талантливое произведение.
Отдельно хочу отметить сопровождение спектакля авторским текстом Расула Гамзатова, которое прекрасно озвучено актером театра Ренатом Мустафиным. Этот поэтический текст задает особый ритм всему спектаклю, а гамзатовский текст, наполненный тонкими наблюдениями, любовью к своим героям и глубиной, позволяет зрителю увидеть события через их оценку Расулом Гамзатовым.
Не могу не сказать о замечательном оформлении спектакля с использованием проекционной системы. Она позволяет сопроводить спектакль изображением цветущих деревьев, сменяющих друг друга времен года, сменой дня и ночи, а в целом дать зрителю почувствовать, что разворачиваемые перед его взором события происходят в целом большом мире, и эта история одна из многих, что происходила на земле, и в то же время она та, что через века дошла до нас.
Впервые я увидела премьеру этого спектакля в прошлом году. А 25 января меня пригласили еще раз, чтобы сказать слова приветствия слабовидящим детям, для которых впервые в Дагестане в этом театре было использовано тифлокомментирование. То есть детям через наушники рассказывалось о действии, которое происходит на сцене. Когда я шла, у меня были небольшие сомнения, интересно ли будет смотреть уже увиденный спектакль. Я просто не ожидала, что и во второй раз он произведет такое же глубокое и даже, скажу без преувеличения, ошеломляющее впечатление. Такое же сильное впечатление он произвел и на пришедших со мной друзей. Спектакль «Хочбар» будет идти еще 22 и 23 февраля. Я очень советую тем, кто не видел этот спектакль, посетить его. Вы получите редкую возможность увидеть по-настоящему глубокое и подлинное произведение театрального искусства.
В заключении хочу сказать еще раз слова глубокой признательности дирекции театра, актерам, режиссеру, художнику, автору хореографических композиций и музыкального сопровождения, всем кто причастен к созданию этого прекрасного спектакля, воспоминания о котором еще долго живут в душе и памяти тех, кому посчастливилось его увидеть.
Фото: пресс-служба Дагестанского государственного театра кукол.
Когда директор кукольного театра Амина Яхьяевна Яхьяева поделилась со мной идеей постановки спектакля по поэме моего отца «Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о Кази-кумухском хане, о хунзахском нуцале и о его дочери Саадат», эта мысль показалась мне не совсем удачной. Я подумала, что в наше время, когда с экранов телевизоров и телефонов идет большая пропаганда жестокости, демонстрация в спектакле для детей сцены, когда главный герой бросается в огонь с маленькими детьми хана, будет способствовать духу подобной пропаганды. Но я доверилась профессионализму нашего кукольного театра. И должна сказать, что эта постановка превзошла все мои ожидания.
Такого красивого, глубокого, лирического спектакля по произведению моего отца, выполненного на высочайшем художественном уровне, я просто не видела, хотя было очень много и достаточно хороших, и очень хороших постановок. Спектакль рассчитан на детей, но это тот случай, когда его можно смело посоветовать взрослому зрителю, даже если у него нет маленькой сестренки или брата, племянника или племянницы, и пойти ради себя.
В этом спектакле все соединено воедино: изумительные декорации, сценография, сама постановка, великолепная игра актеров, музыка. Прочтение произведения традиционное, в нем нет новшеств. Но именно естественность, искренность, глубина игры актеров затрагивает сердце и душу зрителей. Безусловно, это тот случай, когда каждый актер сыграл свою роль, образно выражаясь, на сто процентов, и нельзя сказать, что хоть что-то было бы не так или можно было бы сделать лучше. Но в силу специфики театральной постановки, естественно, симпатии зрителей и главное впечатление остается от игры главного героя.
Невозможно переоценить великолепное исполнение актером театра Исой Гаджиевым роли Хочбара. Как неоднократно говорили профессиональные актеры, играть положительного героя труднее, в отрицательном больше красок, простора для игры. Еще труднее, на мой взгляд, исполняя роль героя, не переигрывать, наполнить роль живым содержанием. Это просто с блеском удалось сделать Гаджиеву. Мужество героя, его честь в исполнении Исы Гаджиева – его естественные качества, как и задумывалось Расулом Гамзатовым. И когда его герой говорит Саадат, что не может нарушить данное обещание, он показывает не страдающего человека, который связан внешними обстоятельствами, а просто его слово – это он сам, нарушить его можно только разрушив его самого.
Самой игрой, интонацией Гаджиев дает почувствовать то, каким описал Хочбара Расул Гамзатов, даже если бы не произносили гамзатовский текст: «…Можно меня разрезать надвое и на части/ Слова я не нарушу. На этом стоит земля». Не могу не отметить, изумительные хореографические композиции, когда герой танцует. В этих танцах просто удивительно, насколько выразительно Гаджиев показывает красоту и стать героя, при этом в них полностью отсутствует всякое показное начало и излишество. Я думаю, что лучшего исполнителя на роль Хочбара просто трудно было бы найти.
В исполнении роли Саадат в постановке 2025 года произошли изменения. Ее роль играет другая актриса. Не буду сравнивать их игру. Каждая нашла свои краски для исполнения этой роли, и обе актрисы сыграли очень хорошо. Но в новом варианте героиня танцует в сцене с Хочбаром традиционную лезгинку, а в первом эта героиня танцевала аварский танец. Она вырывалась к Хочбару и танцевала рядом с ним, вопреки всем устоям, навлекая гнев отца, мужа, родни, всех, кто собрался. И танцевала с выражением такого счастья и решимости, что за эти 30-40 секунд, пока длился танец, становилось ясным то, каким бы счастливым мог быть их союз. Она словно говорила своим танцем «Буду, буду, буду рядом с ним». На меня именно эта сцена произвела одно из наиболее сильных впечатлений от спектакля.
Надеюсь, что руководство театра вернется к первой версии, так как она была одной из очень больших удач в этом прекрасном спектакле. Хочу добавить, что в спектакле сочетается игра настоящих актеров, актеров в масках и использование кукол. Но это сочетание осуществлено настолько органично, что вы видите только то, что происходит и не замечаете как. Так и должно быть, когда мы видим по-настоящему талантливое произведение.
Отдельно хочу отметить сопровождение спектакля авторским текстом Расула Гамзатова, которое прекрасно озвучено актером театра Ренатом Мустафиным. Этот поэтический текст задает особый ритм всему спектаклю, а гамзатовский текст, наполненный тонкими наблюдениями, любовью к своим героям и глубиной, позволяет зрителю увидеть события через их оценку Расулом Гамзатовым.
Не могу не сказать о замечательном оформлении спектакля с использованием проекционной системы. Она позволяет сопроводить спектакль изображением цветущих деревьев, сменяющих друг друга времен года, сменой дня и ночи, а в целом дать зрителю почувствовать, что разворачиваемые перед его взором события происходят в целом большом мире, и эта история одна из многих, что происходила на земле, и в то же время она та, что через века дошла до нас.
Впервые я увидела премьеру этого спектакля в прошлом году. А 25 января меня пригласили еще раз, чтобы сказать слова приветствия слабовидящим детям, для которых впервые в Дагестане в этом театре было использовано тифлокомментирование. То есть детям через наушники рассказывалось о действии, которое происходит на сцене. Когда я шла, у меня были небольшие сомнения, интересно ли будет смотреть уже увиденный спектакль. Я просто не ожидала, что и во второй раз он произведет такое же глубокое и даже, скажу без преувеличения, ошеломляющее впечатление. Такое же сильное впечатление он произвел и на пришедших со мной друзей. Спектакль «Хочбар» будет идти еще 22 и 23 февраля. Я очень советую тем, кто не видел этот спектакль, посетить его. Вы получите редкую возможность увидеть по-настоящему глубокое и подлинное произведение театрального искусства.
В заключении хочу сказать еще раз слова глубокой признательности дирекции театра, актерам, режиссеру, художнику, автору хореографических композиций и музыкального сопровождения, всем кто причастен к созданию этого прекрасного спектакля, воспоминания о котором еще долго живут в душе и памяти тех, кому посчастливилось его увидеть.
Фото: пресс-служба Дагестанского государственного театра кукол.