Новости Фонда

Поздравляем со Всемирным днем театра!

Сегодня 27 марта отмечается Всемирный День театра, и конечно же, мы не можем вам не рассказать об огромном вкладе Расула Гамзатова в жизнь театра и его одной из самых известных работ - «Горянка» (1957г.).

«Горянка» - переведенная на русский Яковом Козловским, рассказывает историю о судьбе дагестанской девушки - Асият (Ася) Алиевы. Асият окончила десятый класс и мечтает о дальнейшей учёбе, но неожиданно узнает, что на днях состоится ее свадьба с Османом – нелюбимым ею человеком. Главная героиня отказывается выходить замуж за Османа. Не получив поддержки отца и матери, она покидает родительский дом, уезжает учиться, а позже встречает Юсупа – ее настоящую любовь. Однако судьба, смиловавшаяся однажды, по жестоким законам гор, уготовила Асият страшную участь.

Ко всему было показано положение женщин в Дагестане и роль советской власти в их раскрепощении, получении возможности учиться и решать свою судьбу самостоятельно.

Трогательный сюжет поэмы никого не мог оставить равнодушным и так по ней был снят фильм (1975г.) и написан балет в трех актах.

В 1968 году композитор Мурад Кажлаев написал по мотивам поэмы музыку для балета «Горянка», который стал первым национальным дагестанским балетом. В тот же год 20 марта состоялась премьера в Кировском театре г. Ленинград (в настоящее время - Мариинский театр.). В главной роли народная артистка СССР и заслуженная артистка Дагестанской АССР Габриэла Комлева. Хореографом выступил Олег Виноградов - он со специальной экспедицией объездил весь Дагестан и на всю жизнь остался восхищен разнообразием, богатством и изобретательностью движений Дагестанских танцев.

В культурной жизни Дагестана и Ленинграда постановка стала великим событием - ее посетили и делегация из Махачкалы и многочисленные представители СМИ.

Сам Расул Гамзатов тоже не оставался в стороне от театрального дела. В молодости работал суфлером, а однажды даже прогнал невнятно говорящего актера со сцены и сам прочел текст, за которым последовали аплодисменты.

А вот что Расул Гамзатов вспоминал о постановках «Горянка»:

«В то время я написал пьесу: «Горянка». Она шла в нескольких театрах Дагестана, и вот что произошло с этой пьесой. В конце спектакля по ходу дела герой убивает героиню. Мне было жалко мою горянку, моя рука дрожала, когда я писал сцену убийства, и сердце обливалось кровью. Но я ничего не мог изменить. Течение событий само подводило к тому, что горянка должна быть убитой. Аварский театр так и поставил спектакль, и хотя зрители печалились и жалели героиню больше даже, чем я сам, все они понимали, что иначе быть не могло. В даргинском театре пьесу подредактировали. Вместо того, чтобы девушка была убита, ей отрезали косу. Конечно, это позорно, когда горянке отрезают косу, может быть, даже это хуже смерти, но все-таки и не смерть. На сцене кумыкского театра решили не убивать и не резать косу, но ослепить. Конечно, это ужасно. Может быть, это ужаснее, чем убить или отрезать косу, но все-таки горянка оставалась жива и с косой, ибо так захотели в кумыкском театре. Чеченцы в своем театре поступили всех проще. «Зачем убивать, — решили они, — зачем отрезать косу, зачем ослеплять? Пусть героиня остаётся жива-здорова». Так каждый режиссёр переделал пьесу по своему образу и подобию. Никто не подсказал им, что, жалея и спасая героиню, они тем самым убивают пьесу и не жалеют зрителей, не говоря уж о драматурге.».