Творчество Александра Пушкина привлекает внимание многих поколений читателей, художников и писателей. Его произведения стали источником вдохновения для многих современных авторов, которые находят в них новые темы и мотивы, обогащая свое творчество. Они создают стихи, переводят его произведения, сохраняя его образ в своих работах. Примером такого обращения к наследию Пушкина в дагестанской литературе может служить творчество Расула Гамзатова, отражающее влияние поэта на его собственное творчество.
Многие дагестанские деятели литературы обращались к наследию А.С. Пушкина, но тема его творчества не получила такого широкого развития в их работах, как у Расула Гамзатова. С ранних лет Гамзатов был очарован творчеством классика русской литературы, которое стало для него источником вдохновения, саморазвития и двигателем новых творческих достижений. Расул Гамзатов постоянно говорил и писал об А.С. Пушкине, воссоздавал его образ в поэзии и прозе, обращался к его поэтическим традициям - Пушкин был одним из любимых поэтов Гамзатова, которого он считал мудрым наставником и учителем в поэзии.
Это особое отношение Расул Гамзатов во многом унаследовал от своего отца Гамзату Цадасы, который с детства привил сыну любовь и уважение к великому поэту. Именно со сказок отца, которые он читал Гамзатову, началось знакомство с Пушкиным и русской литературой в целом. С ранних лет он постоянно читал поэзию Пушкина, а томик его стихов всегда был с Гамзатовым дома, на рабочем столе и в поездках на протяжении всей его творческой жизни.
Более тесное знакомство Р. Гамзатова с творчеством А.С. Пушкина началось в 1940-е годы, во время учебы в Литературном институте в Москве. Здесь он еще ближе познакомился с многими классиками русской литературы, включая Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Блока, Есенина, Бунина и других. Хотя в разные периоды Гамзатов увлекался творчеством различных поэтов, его любовь к Пушкину всегда оставалась главенствующей.
Ему посвящены стихи «А. Пушкину», «Нет, нет, Пушкин…», «Поэтам пушкинского периода», «Пушкин в горном селе», «Ираклию Андроникову», статьи «Он победил», «Стоял он дум великих полн…», «Пушкин и Кавказ». Характерно, что при обращении к имени А. С. Пушкина Расул Гамзатов часто использует эпитеты, сравнения и метафоры, которые выражают его отношение к любимому поэту, характеризуют его образ и творчество: «великий Пушкин», «наш национальный поэт», «свет совести», «мудрец», «кавказский Колумб» и т.д.
В стихотворении "Ираклию Андроникову" образ Пушкина предстает как олицетворение совести, чести, высокой нравственности и духовности, который не приемлет шумных и безосновательных восхвалений. Здесь используется прием антитезы, где этот образ противопоставляется шумной толпе коллег-литераторов, собирающихся посетить Михайловское.
Стихотворение написано в форме ответного письма, в котором Гамзатов мягко укоряет друга за то, что пригласил слишком много народу, и потому сам не может к ним присоединиться, опасаясь потревожить покой почитаемого им поэта.
А ты
И хороших, и средних,
И несостоявшихся –
Всех пригласил.
Ты у Пушкина
Не спросил об этом?
Когда вороны каркали,
Сколько раз он окна закрывал.
Стихотворение демонстрирует, насколько важен для Р. Гамзатова образ А.С. Пушкина - поэта высочайшей морали, чести и уникального таланта. В его творческом сознании Пушкин является идеалом поэзии, недосягаемой вершиной, к которому следует относиться с соответствующим уважением и благоговением. По мнению Гамзатова, отдать дань уважения великому поэту стоит в одиночестве, а не толпой, так как массовые походы умаляют "ценность и мощь поэзии" и снижают степень почтения к памяти Пушкина, который возвышается над всеми.
Ираклий, мне кажется,
Что в гости к Пушкину
Не группами
Поэты должны идти.
Когда много
Собирается певцов,
Я думаю, что убавляется
Мудрость песни и сила [ее].
Многие дагестанские деятели литературы обращались к наследию А.С. Пушкина, но тема его творчества не получила такого широкого развития в их работах, как у Расула Гамзатова. С ранних лет Гамзатов был очарован творчеством классика русской литературы, которое стало для него источником вдохновения, саморазвития и двигателем новых творческих достижений. Расул Гамзатов постоянно говорил и писал об А.С. Пушкине, воссоздавал его образ в поэзии и прозе, обращался к его поэтическим традициям - Пушкин был одним из любимых поэтов Гамзатова, которого он считал мудрым наставником и учителем в поэзии.
Это особое отношение Расул Гамзатов во многом унаследовал от своего отца Гамзату Цадасы, который с детства привил сыну любовь и уважение к великому поэту. Именно со сказок отца, которые он читал Гамзатову, началось знакомство с Пушкиным и русской литературой в целом. С ранних лет он постоянно читал поэзию Пушкина, а томик его стихов всегда был с Гамзатовым дома, на рабочем столе и в поездках на протяжении всей его творческой жизни.
Более тесное знакомство Р. Гамзатова с творчеством А.С. Пушкина началось в 1940-е годы, во время учебы в Литературном институте в Москве. Здесь он еще ближе познакомился с многими классиками русской литературы, включая Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Блока, Есенина, Бунина и других. Хотя в разные периоды Гамзатов увлекался творчеством различных поэтов, его любовь к Пушкину всегда оставалась главенствующей.
Ему посвящены стихи «А. Пушкину», «Нет, нет, Пушкин…», «Поэтам пушкинского периода», «Пушкин в горном селе», «Ираклию Андроникову», статьи «Он победил», «Стоял он дум великих полн…», «Пушкин и Кавказ». Характерно, что при обращении к имени А. С. Пушкина Расул Гамзатов часто использует эпитеты, сравнения и метафоры, которые выражают его отношение к любимому поэту, характеризуют его образ и творчество: «великий Пушкин», «наш национальный поэт», «свет совести», «мудрец», «кавказский Колумб» и т.д.
В стихотворении "Ираклию Андроникову" образ Пушкина предстает как олицетворение совести, чести, высокой нравственности и духовности, который не приемлет шумных и безосновательных восхвалений. Здесь используется прием антитезы, где этот образ противопоставляется шумной толпе коллег-литераторов, собирающихся посетить Михайловское.
Стихотворение написано в форме ответного письма, в котором Гамзатов мягко укоряет друга за то, что пригласил слишком много народу, и потому сам не может к ним присоединиться, опасаясь потревожить покой почитаемого им поэта.
А ты
И хороших, и средних,
И несостоявшихся –
Всех пригласил.
Ты у Пушкина
Не спросил об этом?
Когда вороны каркали,
Сколько раз он окна закрывал.
Стихотворение демонстрирует, насколько важен для Р. Гамзатова образ А.С. Пушкина - поэта высочайшей морали, чести и уникального таланта. В его творческом сознании Пушкин является идеалом поэзии, недосягаемой вершиной, к которому следует относиться с соответствующим уважением и благоговением. По мнению Гамзатова, отдать дань уважения великому поэту стоит в одиночестве, а не толпой, так как массовые походы умаляют "ценность и мощь поэзии" и снижают степень почтения к памяти Пушкина, который возвышается над всеми.
Ираклий, мне кажется,
Что в гости к Пушкину
Не группами
Поэты должны идти.
Когда много
Собирается певцов,
Я думаю, что убавляется
Мудрость песни и сила [ее].